Думал над этим много и долго.
Пришёл к таким вот неожиданным выводам.
Вот есть абстрактная ситуация. Целый город находится в опасности полного и тотального уничтожения арабскими террористами-фашистами-инопланетянами-адептами Ктулху-жидорептилоидами (ненужное зачеркнуть). И вот представим себе, что есть неиллюзорная возможность спасти город и его жителей. Для этого нужно всего лишь до смерти запытать абсолютно случайного человека. И тысячи людей будут спасены.
Человек, в котором есть внутренний свет, с гневом отвергнет этот вариант. Для него в принципе выбор между большим и меньшим злом неприемлем.
А человек, в котором этого света нет, но есть добро, простое человеческое добро, готов принять этот вариант к рассмотрению. Он логикой понимает, что других шансов на спасение у многих тысяч нет. Но сам он лично ни за что не будет участвовать в этих пытках. Потому что иначе потом он всю жизнь будет себя ненавидеть за это.
Во мне нет ни грамма внутреннего света, но есть это самое добро.
Пришёл к таким вот неожиданным выводам.
Вот есть абстрактная ситуация. Целый город находится в опасности полного и тотального уничтожения арабскими террористами-фашистами-инопланетянами-адептами Ктулху-жидорептилоидами (ненужное зачеркнуть). И вот представим себе, что есть неиллюзорная возможность спасти город и его жителей. Для этого нужно всего лишь до смерти запытать абсолютно случайного человека. И тысячи людей будут спасены.
Человек, в котором есть внутренний свет, с гневом отвергнет этот вариант. Для него в принципе выбор между большим и меньшим злом неприемлем.
А человек, в котором этого света нет, но есть добро, простое человеческое добро, готов принять этот вариант к рассмотрению. Он логикой понимает, что других шансов на спасение у многих тысяч нет. Но сам он лично ни за что не будет участвовать в этих пытках. Потому что иначе потом он всю жизнь будет себя ненавидеть за это.
Во мне нет ни грамма внутреннего света, но есть это самое добро.
Или человека, который, раз уж запытать надо кого-то абсолютно случайного, готов предложить на эту роль самого себя?
1) Такого человека я бы не назвал ни добрым, ни светлым. Тут другие определения: решительный, благородный, ответственный. Героический - наверное, самое точное будет.
2) в данном конкретном случае я рассматриваю эту ситуацию как чит. Условия задачи не предполагают такого пути решения. Система не взламывается.
По факту, это как на нарративной ролевой игре - на накал драмы не работает, значит не годный вариант
Как это не работает? А как же драма человека, который вынужден будет этого самовыдвиженца пытать? Собралась кучка народа за спасение города потрындеть - и вот, пжалста, пол-задачи решено, кого пытать, нашли... А есть же и другая половина: а кто этим займется?
И будет стоять задача найти отморозка. И все равно плохо и противно, потому что "мы и город спасем, и ручки чистенькими оставим"...
Тогда да, "спасителей" набежит масса.
Но если нужно нагнести драму, я бы ввела дополнительное ограничение - не работают пытки, если пытают просто из чувства садизма. Т.е. нужно страдание и пытаемого, и пытающего.
Таки по предъявленной задаче: правильно ли я поняла, что под определение доброго человека подходит тот, кто будет стоять в белом плаще, предоставив ответственному заняться спасением города посредством пыток случайно выбранного человека?
Правильно ли я поняла, что как добрый определяется человек, для которого важнее и города, и страданий "искупительной жертвы" является личный внутренний комфорт?
Является ли человеком с внутренним светом тот, кто возмутится, но позволит кому-то ответственному выбрать и реализовать меньшее зло за него?
Чем в данном случае отличаются друг от друга внутренний свет и доброта с точки зрения практического результата?
Кстати, а драма-то где в заведомо нереалистичной ситуации?
Если у человека с этим светом хватает харизмы и внутренней силы - он не даст ни кому играть по таким правилам и поведёт человечество на последний смертельный безнадёжный бой. Если харизмы не завезли - он будет пытаться в меру возможности отговорить от этого других.
Разговор здесь не о практическом смысле, а о личном выборе.
sehmeth,
читать дальше
Денна, если ты не это имел в виду - ты уверен, что выбрал подходящую иллюстрацию для указания существенных характеристик человека доброго и человека с внутренним светом, которые отличают их от прочих людей?
Разговор здесь не о практическом смысле, а о личном выборе.
Любой личный выбор обусловлен личным же отражением практической ситуации и имеет практические следствия в виде действия/бездействия.
Асмела, ...и, кстати, драмы выбора не получится в том числе и потому, что если условие известно всем, то отморозки немедленно займутся пытками по всему городу. Получится только драма пытаемых.
Зато появляется обоснование, почему такое спасение вообще может сработать - разумные рептилоиды ужаснутся, охренеют и в фейспалме от человечества улетят на родную планету Нибиру
sehmeth, да. Хотя я думала о том, что рептилоиды, например, улавливают страдания невинно пытаемого, аки излучение какое, и оно, излучение это, для них непереносимо. Правда, тогда вопрос - на фига они, такие чувствительные, воевать вообще приперлись.
Покорно следовать навязанному извне манипулятивному выбору. Тебя, не спрашиваю ставят между хреновым и очень хреновым. Заставляют выбирать, принимая на себя ответственность и в конечном итоге, идентифицировать навязанный выбор с собственной жизненной позицией.
Такое в обычной жизни слышишь сплошь и рядом: "Ты за Путина или за развал России?" "Ты против гей-браков или за смерть семьи?" "Вы оплатите нашу услугу сейчас или позже?"
А тут: "Ты за пытки одного человека или за смерть целого города?"
Предложить на пытки себя самого; вместо того, чтобы искать пытаемого, попытаться защитить город от рептилоидов; запытать десяток человек просто ради фана. ))
Светлые, добрые, темные, злые.
Адекватная реакция на подобную манипуляцию - пытаться сломать искусственно созданную систему. Искусственная она потому, что реальность всегда сложнее этих двух вариантов.
А сказал.