Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
01:03 

О добре и внутреннем свете

Tyelkormo Feanarion
Думал над этим много и долго.

Пришёл к таким вот неожиданным выводам.

Вот есть абстрактная ситуация. Целый город находится в опасности полного и тотального уничтожения арабскими террористами-фашистами-инопланетянами-адептами Ктулху-жидорептилоидами (ненужное зачеркнуть). И вот представим себе, что есть неиллюзорная возможность спасти город и его жителей. Для этого нужно всего лишь до смерти запытать абсолютно случайного человека. И тысячи людей будут спасены.

Человек, в котором есть внутренний свет, с гневом отвергнет этот вариант. Для него в принципе выбор между большим и меньшим злом неприемлем.
А человек, в котором этого света нет, но есть добро, простое человеческое добро, готов принять этот вариант к рассмотрению. Он логикой понимает, что других шансов на спасение у многих тысяч нет. Но сам он лично ни за что не будет участвовать в этих пытках. Потому что иначе потом он всю жизнь будет себя ненавидеть за это.

Во мне нет ни грамма внутреннего света, но есть это самое добро.

URL
Комментарии
2016-03-04 в 01:06 

Асмела
Альфа-самка шервудской стаи
А как оценивать человека, который и пытать сам может ради спасения других? Типа того же Хиджикаты?
Или человека, который, раз уж запытать надо кого-то абсолютно случайного, готов предложить на эту роль самого себя?

2016-03-04 в 01:15 

Tyelkormo Feanarion
Асмела,
1) Такого человека я бы не назвал ни добрым, ни светлым. Тут другие определения: решительный, благородный, ответственный. Героический - наверное, самое точное будет.

2) в данном конкретном случае я рассматриваю эту ситуацию как чит. Условия задачи не предполагают такого пути решения. Система не взламывается.
По факту, это как на нарративной ролевой игре - на накал драмы не работает, значит не годный вариант :)

URL
2016-03-04 в 01:18 

Асмела
Альфа-самка шервудской стаи
Tyelkormo Feanarion, ну, мы же об определениях говорим. :)
Как это не работает? А как же драма человека, который вынужден будет этого самовыдвиженца пытать? Собралась кучка народа за спасение города потрындеть - и вот, пжалста, пол-задачи решено, кого пытать, нашли... А есть же и другая половина: а кто этим займется?

2016-03-04 в 01:25 

Tyelkormo Feanarion
Асмела, а никакой драмы не будет. Потому что всегда найдётся отморозок.

URL
2016-03-04 в 01:31 

Асмела
Альфа-самка шервудской стаи
Tyelkormo Feanarion, если изначально компания небольшая - не факт.
И будет стоять задача найти отморозка. И все равно плохо и противно, потому что "мы и город спасем, и ручки чистенькими оставим"...

2016-03-04 в 01:36 

Tyelkormo Feanarion
Асмела, мне представляется, что людей там масса, лично они не знакомы друг с другом. Огромный город, мегаполис.

URL
2016-03-04 в 01:39 

Асмела
Альфа-самка шервудской стаи
Tyelkormo Feanarion, а, то есть условие задачи изначально известно всем?
Тогда да, "спасителей" набежит масса.
Но если нужно нагнести драму, я бы ввела дополнительное ограничение - не работают пытки, если пытают просто из чувства садизма. Т.е. нужно страдание и пытаемого, и пытающего.

2016-03-04 в 01:42 

sehmeth
Откуда возникла эта светлая мечта о человеческой рациональности – непонятно. (c)
Н-нда... нет во мне ни доброты, ни внутреннего света. Есть здравый смысл, который при таких условиях задачи говорит: "Че? But why? But how?!"

Таки по предъявленной задаче: правильно ли я поняла, что под определение доброго человека подходит тот, кто будет стоять в белом плаще, предоставив ответственному заняться спасением города посредством пыток случайно выбранного человека?
Правильно ли я поняла, что как добрый определяется человек, для которого важнее и города, и страданий "искупительной жертвы" является личный внутренний комфорт?
Является ли человеком с внутренним светом тот, кто возмутится, но позволит кому-то ответственному выбрать и реализовать меньшее зло за него?
Чем в данном случае отличаются друг от друга внутренний свет и доброта с точки зрения практического результата?

Кстати, а драма-то где в заведомо нереалистичной ситуации?

2016-03-04 в 01:47 

Tyelkormo Feanarion
sehmeth, добрый человек тот, кто не поступит против совести, даже ради блага всего человечества.
Если у человека с этим светом хватает харизмы и внутренней силы - он не даст ни кому играть по таким правилам и поведёт человечество на последний смертельный безнадёжный бой. Если харизмы не завезли - он будет пытаться в меру возможности отговорить от этого других.

Разговор здесь не о практическом смысле, а о личном выборе.

URL
2016-03-04 в 01:47 

Асмела
Альфа-самка шервудской стаи
...и, кстати, драмы выбора не получится в том числе и потому, что если условие известно всем, то отморозки немедленно займутся пытками по всему городу. Получится только драма пытаемых.

sehmeth, :friend:

2016-03-04 в 10:04 

sehmeth
Откуда возникла эта светлая мечта о человеческой рациональности – непонятно. (c)
Tyelkormo Feanarion, смотри, что получается из предоставленных данных, если эту этическую задачку внимательно разобрать...

читать дальше

Денна, если ты не это имел в виду - ты уверен, что выбрал подходящую иллюстрацию для указания существенных характеристик человека доброго и человека с внутренним светом, которые отличают их от прочих людей?

Разговор здесь не о практическом смысле, а о личном выборе.
Любой личный выбор обусловлен личным же отражением практической ситуации и имеет практические следствия в виде действия/бездействия.



Асмела, ...и, кстати, драмы выбора не получится в том числе и потому, что если условие известно всем, то отморозки немедленно займутся пытками по всему городу. Получится только драма пытаемых.
Зато появляется обоснование, почему такое спасение вообще может сработать - разумные рептилоиды ужаснутся, охренеют и в фейспалме от человечества улетят на родную планету Нибиру

2016-03-04 в 10:42 

Асмела
Альфа-самка шервудской стаи
Я бы сказала, что в описанной ситуации под внутренним светом и добром подразумевается приоритет чистых рук и _прямого_ недеяния зла перед жизнями других людей (косвенное все же происходит, как описала Сех). Формальное понимание морали, этики, "спасения души" и пр.

sehmeth, да. Хотя я думала о том, что рептилоиды, например, улавливают страдания невинно пытаемого, аки излучение какое, и оно, излучение это, для них непереносимо. Правда, тогда вопрос - на фига они, такие чувствительные, воевать вообще приперлись. :)

2016-03-09 в 22:55 

Саманта Винчестер
Знаешь, что я в такой ситуации считаю единственной неприемлемой вещью?
Покорно следовать навязанному извне манипулятивному выбору. Тебя, не спрашиваю ставят между хреновым и очень хреновым. Заставляют выбирать, принимая на себя ответственность и в конечном итоге, идентифицировать навязанный выбор с собственной жизненной позицией.
Такое в обычной жизни слышишь сплошь и рядом: "Ты за Путина или за развал России?" "Ты против гей-браков или за смерть семьи?" "Вы оплатите нашу услугу сейчас или позже?"
А тут: "Ты за пытки одного человека или за смерть целого города?"

Предложить на пытки себя самого; вместо того, чтобы искать пытаемого, попытаться защитить город от рептилоидов; запытать десяток человек просто ради фана. ))

Светлые, добрые, темные, злые.
Адекватная реакция на подобную манипуляцию - пытаться сломать искусственно созданную систему. Искусственная она потому, что реальность всегда сложнее этих двух вариантов.

А сказал.

   

Псевдоисторические хроники

главная